Основы ухода за аккумулятором или как продлить срок службы
Производители обещают стабильную работу АКБ в течение гарантийного срока. Но короткие поездки, механические повреждения, глубокие разряды, высокие нагрузки сокращают срок службы аккумулятора. В итоге через 2–3 года, а при интенсивной эксплуатации — и через год приходится покупать новую батарею. Хотя продлить срок службы АКБ не так сложно: достаточно соблюдать несколько простых правил. Какие? Поделимся нюансами обслуживания, расскажем что делать точно не стоит.
Что влияет на срок службы АКБ
Любые отклонения от заявленных производителем параметров снижают эксплуатационный срок:
-
Уровень заряда. Глубокие разряды негативно влияют на жизненный цикл батарей. В зависимости от типа АКБ один полный разряд может привести к потери до 50% заряда. Подробнее тут. Оптимальные показатели достигаются, если АКБ заряжен от 80%.
-
Температура. Высокие показатели ускоряют процесс износа, низкие — замедляют химические процессы. Так летом из электролита испаряется вода, зимой он густеет. В итоге сокращается срок службы. Что делать? По возможности не оставлять автомобиль под палящим солнцем, зимой ставить в отапливаемый гараж при длительной стоянке.
-
Бортовая сеть. Работоспособность влияет на скорость и корректность восполнения заряда. Например, если генератор работает с перебоями или выдает малый ток, то АКБ не будет успевать заряжаться. Это спровоцирует просадку напряжения и риск получения глубокого разряда. Если генератор выдаёт высокие показатели тока, то существует риск перезарядки. Это провоцирует разрушение электродов.
-
Коррозия. Это естественный процесс. В процессе эксплуатации контакты окисляются, что снижает скорость поступления заряда.
-
Сульфатация. Это также естественный процесс разрушения пластин (оседание кристаллов свинца на пластинах), что приводит к снижению ёмкости АКБ.
С учетом данных параметров важно проводить своевременное обслуживание и выявлять неисправности.
Основы обслуживания АКБ
Обеспечить длительную работу АКБ достаточно просто — нужно следить за его состоянием и снижать риск негативных факторов.
За какими параметрами стоит следить:
-
Внешняя чистота. В процессе езды по дорогам под капотом собирается пыль. Если для других элементов, узлов это не критично, то в АКБ пыли не должно быть. Это связано с тем, что из аккумулятора выделяются пары электролита, которые оседают на корпус батареи. При смешивании с дорожной пылью на корпусе образуется токопроводящий слой грязи, который провоцирует «утечки по корпусу». В итоге АКБ теряет заряд. Поэтому стоит периодически проводить очистку батареи. При этом желательно это делать не под капотом, а вынимать её из корпуса для полной очистки.
-
Очистка клемм. Со временем на них образуется налёт, что ухудшает контакт. Для очистки используют нашатырный спирт, наждачную бумагу для зачистки металла.
-
Проверка крепления. Аккумулятор должен быть жёстко зафиксирован, клеммы плотно одеваться. Это исключит самопроизвольное отключение АКБ при наезде на кочку, при езде по неровным дорогам.
-
Подзарядка. Короткие поездки в городе, долгий простой в пробках, постоянная нагрузка (включенные фары, климат-контроль и т. д.) провоцируют потерю заряда батареей. Генератор не успевает подзарядить аккумулятор до нужного уровня (восполнить потерю энергии). В итоге с течением времени происходит просадка и можно не завести автомобиль. Исключить данный фактор помогает периодическая подзарядка в домашних условиях. Всё, что потребуется — снять АКБ и подключить его к зарядному устройству. Выполняем, если напряжение менее 12 В.
-
Проверка уровня электролита. Этот пункт предназначен только для обслуживаемых АКБ. Со временем из электролита испаряется вода, что приводит к повышению его плотности и открытию пластин. Если при осмотре выявлен недостаточный уровень — доливаем дистиллированную воду.
При длительном простое автомобиля, нужно позаботиться о хранении АКБ. Оптимальнее — не просто отключить клеммы, а поставить батарею в тёплое, проветриваемое место. При этом каждые 3 месяца производят подзарядку.
Как часто проводить обслуживание АКБ
Обеспечить длительный срок службы аккумуляторной батареи достаточно просто — нужно выполнять осмотр: ежедневно, сезонно и при проведении ТО.
Так ежедневно нужно оценивать внешнее состояние креплений, наличие грязи и пыли, вентиляционных отверстий (иначе могут скопиться газы). Сезонно проводить подзарядку АКБ, чтобы восполнить недозарядку. Если осуществляете только короткие поездки от дома до работы, магазина, то подзаряд аккумуляторной батареи рекомендуется проводить раз в 2–3 месяца.
При каждом ТО, примерно через 500–1000 км, следует оценить общее состояние батареи. Проверить уровень заряда, в обслуживаемых — посмотреть насколько уменьшилось количество электролита. Дополнительно оцениваем целостность аккумулятора — состояние клемм, наличие трещин на корпусе.
Если на аккумуляторной батарее есть механические повреждения, упал уровень электролита ниже нормы, происходит быстрая потеря заряда после полной зарядки, то рекомендуем приобрести новую АКБ. Широкий выбор марок, типоразмеров доступен в сети «Колёса Даром».